Отчёт On-line

2008-09-23T20:17:00+07:00

Представьте,что вам и вашему другу (или двоим вашим друзьям) надо немедленно сделать…скажем,отчёт.О проделанной работе,в соответствии с правилами.Два года назад существовал только единственный способ собраться вместе и написать что-нибудь подобное: это прийти к кому-нибудь на квартиру,сесть втроём перед компом и коллективным разумом выдавить из себя многостраничный труд. Но! Сейчас же 2008й год!Мы живём в 21м веке!У каждого есть Интернет! Слава Богу,в Интернете есть сайты,которые предоставляют услуги онлайн-офисных пакетов.Мало того,что они имеют все базовые функции обычных Word,Excel и их альтернатив,но у них есть важное отличие: поддержка совместной работы,или collaborative editing.Это когда двое,трое…двадцать человек редактируют вместе один файл одновременно,не выходя из своих домов.(Можете мне поверить: ситуация,когда пятнадцать…двадцать…двадцать пять человек пишут один документ - это реально.Особенно во время студенческой сессии.) Но достаточно ли возможностей этих сайтов для чего-нибудь стоящего?Давайте посмотрим,можно ли в них сделать обычный отчёт о лабораторной работе.

Краткое описание требований к документу Шрифт: Times New Roman Размер шрифта: 14 Размер страницы: A4 Поля страницы: 30-10-15-20 мм Выравнивание текста: По ширине Интервал между строками: Полуторный Нумерация страниц начинается с титульного листа,но на самом листе номер не пишется Наличие оглавления

Помимо того,можно ли создать на данном сервисе документ,отвечающий этим требованиям,я проверяю:

  • Интерфейс сервиса
  • Поддержка таблиц и рисунков
  • Поддержка форматов на импорт и экспорт
  • Перевод сервиса на русский
К сожалению,пока что выбор из подобных онлайн-сервисов оказывается невелик: в обзоре участвуют лишь двое: это Google Docs и Zoho Writer.Office Live я не беру по причине его ужасной стоимости: покупать за баснословные деньги средство для создания студенческого отчёта не очень логично.Пойдём по порядку.

Google Docs

Первым бросается в глаза то,что интерфейс сервиса полностью выполнен на английском языке.Впрочем,это мелочи.Общий интерфейс Google Docs интуитивно понятен и привычен: меню и короткая панель,на которой стоят типичные для всех продуктов этого рода кнопки. Прежде чем править новый документ (который можно создать командой New-Document),надо его настроить.Открываем меню Edit - Document Styles…и видим скудный диалог настройки документа.Так,шрифт Times здесь не значится,но есть его полная альтернатива под названием Serif.Выставляем размер 14 пунктов,полуторный интервал…и всё.На этом настройки заканчиваются.Поля и размер страницы жёстко зафиксированы.Это уже неприятно,но пока не фатально.Поехали дальше. Выравнивание текста по ширине на панели команд не значится.Оно спрятано поглубже,в меню Format - Align - Justified.Там же написано,что его можно задать через Ctrl-J.Чтобы отредактировать верхнюю часть листа,нужно опять лезть в меню за командой Insert - Header.Ни о каком автоматическом нумеровании мечтать не приходится,каждую страницу нумеруете сами.Вот так.Хотя с другой стороны,зато ошибок в этом не будет. Из заголовков через меню доступны лишь три уровня.Если нужно больше,на это есть HTML редактор (Edit - Edit HTML).Довольно логично,потому что сильно разбивать текст на 4 уровня требуется лишь при написании очень толстых трудов,а для них явно нужно что-нибудь помощнее онлайн-офисных пакетов.А вот что не радует,так это опять же то,что для задания заголовка опять надо лезть в меню Format.Или запомнить горячие клавиши Ctrl-1,Ctrl-2,Ctrl-3.Похоже,что для нормальной работы без “хоткеев” не обойтись. После можно выбрать пункт меню Insert - Table Of Contents,и получить изящный список ваших заголовков..без указания страниц.Просто перечень глав,подглавок и параграфов,оформленный в виде гиперссылок.А где их искать?Я хочу оглавление с номерами страниц!Я буду печатать отчёт,а не сдавать с гиперссылками! С дополнительными требованиями не всё так плохо.Интерфейс хотя и довольно сильно упирается в меню,но к нему можно привыкнуть.Картинки вроде бы вставляются…правда,не совсем ясно,какие форматы разрешены - я попробовал вставить картинку в svg и получил ошибку.Но Jpg вроде работает.Поддержка таблиц радует больше: маленький диалог с кучей настроек,и вы получаете милую табличку на свой вкус.Причём удаление и добавление строк и столбцов реализованы очень удобно: не надо лезть ни в меню,ни в настройки: можно кликнуть на треугольник над текущей ячейкой,и создать соседний столбец,или крестик - чтобы удал ить текущий.Такое я раньше встречал в редакторе NVU,мне этот подход очень нравится. Поддержка форматов на экспорт: HTML,OpenOffice,PDF,RTF,TXT,DOC Импорт: HTML,TXT,DOC,RTF,OpenOffice,StarOffice,PDF

Zoho Writer

Регистрация на сайте необязательна,он понимает логины от Google и Yahoo.Другое дело,что он не может запомнить вас с этими логинами,поэтому всё-таки во избежание глюков и неудобств - я рекомендую региться. Опять же,первое впечатление - продуманный интерфейс,диаметрально противоположный Google Docs.Упор идёт на кнопки панелей,а не меню.По правде,меню нет вовсе: просто серия надписей,которые вызывают диалоги и которые было бы трудно проиллюстрировать в иконках.Интерфейс почти полностью переведён на русский,но,если язык вам незнаком,то за словарём всё равно придётся лезть: часть меню,команд и вызовов всё-таки осталась без перевода.Не очень удобная соляночка из языков,но терпимо. Внизу страницы расположена интересная панель состояния,имеющая 4 режима: теги,состояние,поиск и информация об общзем доступе.Версии документа нумеруются от 0.0 с шагом 0.1 - спорное решение,потому что деление номер на 10 не даёт никаких преимуществ,он всё так же возрастает с каждым сохранением. При запуске сервис сразу же предлагает создать новый документ.Не всегда удобно,но сейчас - как раз.Выбираем сверху надпись “Page Setup” (предварительно придётся дать документу имя),видим диалог,выполненный в уютных тонах.Здесь выбираем: шрифт Times New Roman,размер 14 пунктов,бумага А4,полуторный пробел между строками.На вкладках Header и Footer можно настроить автоматическую нумерацию страниц в нужном месте документа…хотя на титульном листе всё равно будет печататься номер. Не очень удобно то,что поля страницы задаются в процентах.Я прекрасно понимаю разработчиков сервиса: чем делать перевод дюймов,пунктов,пикселов и миллиметров,проще сделать все размеры в процентах.Но переводить 30 мм в процент от ширины A4 я не хочу.Ладно,пусть будут поля по умолчанию,они широкие.Но уже видно,что документ придётся дорабатывать перед печатью оффлайн. С выравниванием по ширине проблем нет никаких.Заголовки даются аж до шестого уровня.А вот с оглавлением проблемы.Мало того,что оно генерируется строго в начале документа,а не в нужном мне месте (на второй странице),оно ещё и не настраивается.Опять же отформатированный набор гиперссылок,даже нет настроек вида как в Google Docs.Очевидный минус и дополнительная работа в оффлайн-доработке. Таблицы можно создать с помощью кнопки на панели инструментов.Знакомые удобные треугольнички с крестиком.Что огорчает,так это полное отсутствие настроек ширины столбцов..только ручками,через HTML редактор.Сильный минус в пользу Google Docs.Картинки опять же непонятно каких форматов,но наверняка - тех же,что и в импорте. Фича,за которую я просто полюбил Zoho - это офигенно хорошая поддержка LaTeX.Импорт,экспорт,удобная вставка математических формул в документ.Ни один из оффлайн-процессоров не может похвастаться ничем подобным.Хвалёный OpenOffice.Math неудобен до чёртиков,а в остальных и этого нет.Также продумано совместное редактирование: помимо удобных указателей,какую часть документа кто редактирует,наличествует чат.А если вы хотите посмотреть HTML код,историю правок или сохранить своё творение от друзей-вандалов,можно заблокировать документ. Поддержка файлов на экспорт:DOC,DOCX,OpenOffice,PDF,Latex,StarOffice,RTF,TXT,HTML Поддержка файлов на импорт: HTML,DOC,DOCX,TXT,OpenOffice,StarOffice,RTF,JPG,GIF,PNG,Google Docs (!)


Подытожим: даже если онлайн-редактирование -это круто и бесплатно,но итоговый документ всё равно придётся дорабатывать в оффлайне.Zoho Writer очень хорош для серьёзных трудов и может дать фору аналогам даже в оффлайне,а вот Google Docs - это не более чем WYSIWYG-редактор для простых HTML-страничек.У обоих сервисов есть глюки,исправлять которые опять же приходтся в AbiWord или openOffice,но это частично может спасти интеграция с openOffice\Microsoft Office у Zoho (Google Docs в этом отношении безнадёжен). В любом случае,вам стоит ещё много раз подумать,прежде чем удалять офисный пакет с компьютера.Интернет - пока что плохая альтернатива.Но я надеюсь,чо только пока.

Специально для своего блога, Oreolek.

P.S. Интернет и какой он нужен

Если вы всё-таки собрались перейти на создание документов в Интернете,обдумайте вот что.

Чем больше документ,тем больше он требует траффика.Поэтому если вы редактируете статью с тремя большими картинками,то будьте готовы к тому,что эти картинки придётся загрузить не раз: по понятным причинам на подобных сайтах кэш всегда отключён.Если же вы собираетесь редактировать документ одновременно с кем-то,то вам понадобится быстрый интернет.Иначе вы просто не сможете работать одновременно,задержки будут просто ужасными.А если документ достаточно большой,то это лишь увеличит задержки в его обновлении даже после ваших правок. Проверенный факт: скорость соединения в 32-56 кб\с достаточна для редактирования маленького (5 страниц) документа без картинок или маленькой заметки (до 2-3х страниц) коллективно.64 кб\с уже нормально для коллективной правки документа в 10-20 страниц,если каждый из авторов не пышет идеями,изменяя по странице в 10 секунд.Все документы - это просто одна большая HTML страница.Чем быстрее ваше соединение с Интернетом,тем всегда лучше.Но обладателям диалапа я всё равно не рекомендую уходить в Интернет настолько глубоко.

P.P.S. Если вы знаете LaTeX…

Сегодня обнаружил интереснейший сайт: https://ssl.perfora.net/monkeytex.com/ От всех вышеперечисленных он отличается аскетизмом в управлении и огромной мощью.Он предоставляет услуги онлайн-редактирования,хранения,конвертирования в PDF и совместного редактирования TeX-файлов.Что это значит? Это значит,что вы работаете с документом на уровне LaTeX-кода и что перед вами нет никаких ограничений в том,что вы можете создать.

Сайт достаточно медлителен,не всегда откликается,но вместе с тем прост в упправлении и идее.Он немного не подогнан под разрешение 1024х768,но Ctrl-Scroll это исправляет.Подсветка синтаксиса минимальна.По окончании работы вы сохраняете файл,и,если он синтаксически верен,он конвертируется в PDF.Результат уже можно выложить на всеобщее обозрение.

Это,конечно,не убийца Zoho,но тоже интересный ресурс.Естественно,что он соответствует всем моим требованиям: создать нужный документ на LaTeX не является никакой проблемой.Давайте я приведу код начала моего отчета по сетям (пустые строки вырезаны):

\documentclass[a4paper,12pt]{article}
\usepackage[utf8]{inputenc}
\usepackage[russian]{babel}
\author{Александр Яковлев}
\setcounter{secnumdepth}{0}
\usepackage[top=10mm,bottom=15mm,left=30mm,right=20mm,includehead,head=12pt,headsep=0cm,nofoot]{geometry}
\begin{document}
\renewcommand{\baselinestretch}{1.5}
\addtolength{\parskip}{\baselineskip}%полуторный пробел
\fontsize{14pt}{16.8pt}%14 кегль
\pagestyle{empty}%нет номера страницы на титульной
\begin{center}
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЮНЕСКО по Новым информационным технологиям

\vspace{80 mm}

ОТЧЁТ

О ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

“Локальная сеть предприятия”

студента третьего курса,М-065 группы

Яковлева Александра Яковлевича

группа М-065(1) \end{center} \vspace{40 mm}

\begin{flushright} Математический факультет

Специальность 351500 – математическое обеспечение

и администрирование информационных систем \end{flushright} \vspace{10 mm} \begin{center} Кемерово, 2008 \end{center} \clearpage \tableofcontents \clearpage \pagestyle{myheadings}%номер страницы сверху \begin{center} \section{ВВЕДЕНИЕ} \end{center} \end{document}