Не пишите на Инстеде

2015-09-16T22:55:57+06:00

ИНСТЕДОЗ #1, "Стандартная" тема оформления.
Статья написана на основе реальных жалоб, отзывов и плейтестов игр на движке INSTEAD.

Я давно знал, что игры на INSTEAD нельзя показывать обычным людям. Чтобы понять “домашний стиль” платформы, игрок должен пройти отдельную обучающую игру. Если же вы используете метапарсер, меню действий, модуль визуальных новелл или что-то совсем новое — обучение игрока ложится на ваши плечи.

Вы помните как выглядит обучающая игра? Это не тот красивый эпический роман, на который вы потратили полгода. Это угрюмый поход за ручку на десять минут, оформленный на стандартной теме и переведённый на ворох языков.

Если ПЛАНЕТЫ СОЙДУТСЯ В ЭКСТАЗЕ УЖАСА и игрок вдруг нажмёт клавишу Escape, то он увидит меню интерпретатора. Меню INSTEAD - это пятый круг интерфейсного ада.

Меню

Для начала допустим такой сценарий: вы сделали Очень Крутую Игру и хотите показать её другу. А возможно, и нескольким друзьям. Не волнуйтесь, вам не светит выпустить что-то на коммерческой основе, потому что весь движок настроен против этой идеи.

Допустим, что вы даже предусмотрели обучение игрока и сделали лёгкий архив с INSTEAD’ом и вашей игрой. Он устанавливается за один щелчок мыши и запускает вашу игру, которая раскрывается на весь экран.

И тут вы видите первую проблему: ваша игра выглядит как дрянь. И я говорю не о дизайне темы, а о том, что у тем INSTEAD отсутствует подстройка под разные размеры монитора. Игрок должен сам измерить разрешение экрана и выбрать тему под себя. Это особенно заметно на Android, где нет универсального общего значения и возможности запускать INSTEAD в оконном режиме.

Чтобы это сделать, игрок должен:

  1. Вызвать меню
  2. Найти пункт “Выбор темы”
  3. Понять по названию, какая тема ему нужна
  4. Выбрать нужную тему

И тут он видит вот это замечательное сообщение.

Теперь игроку необходимо:

  1. Вызвать меню
  2. Найти пункт “Настройки”
  3. Найти пункт “Собственные темы игр”
  4. Выставить его в положение “Нет”
  5. Закрыть меню

При этом если игрок недостаточно внимательно читал сообщение о смене темы (например, просто закрыл его), он даже не поймёт, что случилось.

Но что если вам повезло и ваша прекрасная тема действительно соответствует монитору игрока? Ха-ха, это всё равно ваша проблема. Если игрок вызовет Меню и увидит там пункт “Выбор темы”, он может щёлкнуть на него. И всё равно увидит большой ворох соблазнительных вариантов и замечательное сообщение после щелчка на любую из них. Знаете как это выглядит? Как баг игры, в которой вроде как можно сменить оформление, а вроде и нельзя. А игроки не любят игры с багами.

Да, меню интерпретатора можно переопределять из игр INSTEAD. Вы знаете, как это делать? Я тоже не знаю. Этим никто ещё не пользовался, потому что все свыклись. Поэтому разбираем дальше.

Кстати, прятать меню от игрока — это очень плохая идея. Быстрого сохранения в INSTEAD нет.1 Чтобы сохранить игру, игрок должен залезть в меню, выбрать пункт “Сохранить игру”, выбрать слот сохранения и выйти. Загрузка происходит по той же схеме, только пункт меню другой. И сохрани вас Хаос от того, что вы перепутаете эти два рядом стоящих пункта.

Итак, игрок открыл меню и заинтересовался. Теперь он начинает исследовать настройки. Так как ему дали архив с игрой, то он наивно думает, что это — настройки игры. Но это же настройки самого INSTEAD!

Меню

В настройках есть возможность выбора девяти языков. Единственная игра, которая действительно поддерживает их все — это обучающая. Но при этом даже обучение не смотрит на то, какой язык был выбран в настройках INSTEAD! Чтобы сменить язык игры, её надо перезапустить и выбрать язык заново.

Остальные настройки балансируют в очевидности между “ставить ли точку после предложений” и “использовать ли лунный язык для заполнения пробелов энтропией сущего”. Большинству людей, не знакомых с аудиотехникой, шкала “Отлично - Хорошо - Плохо” выглядит намного понятнее, чем “44100 Гц - 22050 Гц - 11025 Гц”. Не говоря уже о том, что сама настройка довольно бессмысленна: кому понадобится сознательно ухудшать качество звука до звука дедушкиной радиолы?

Вывод текста игры тоже оставляет желать лучшего. Чтобы изменить цвет текста, вам понадобится отдельный модуль fonts. Чтобы задать отдельный шрифт для заголовков, вам придётся переписывать при помощи этого модуля реализацию всех комнат — вручную. Единственный эффект вывода текста, который имеют игры INSTEAD — это эффект перехода, да и тот можно отключить через меню.

Поэтому интерфейс INSTEAD не готов к тому, чтобы встречаться с обычными людьми. Ему нужны терпеливые игроки, которые готовы тыкаться в пункты под названием […] и “Эффект перехода”, значение которых понимаешь только после щелчка. Это движок для тесного сообщества заинтересованных игроков, и его не ждёт в ближайшем будущем одобрение широких масс.

Если вам нужна аудитория за пределами узкого круга погружённых в INSTEAD..

Не пишите на Инстеде.

1: UPD: мне написали, что быстрое сохранение и загрузка это клавиши F8 и F9. Об этом написано в обучающей игре и документации.

Тем не менее, на экране ссылки на сохранение и загрузку, как, например, в играх Ren’Py, по умолчанию нет, а для standalone-игр обучение и документацию стирают. Поэтому я считаю, что аргумент всё ещё верен, даже после этой оговорки.